}
Галина Дворникова on 7th Июнь 2013

Увидела на сайте «Новости политических партий» статью с интересным, как мне показалось, названием  ««Аргументы и факты»: «Россию превращают в страну дураков»» (опубликована она была аж в 16:00 09.10.2009).

Меня эта тема тоже волнует. И непосредственно касается. Я же живу в России. И мне не безразлично, кто вырастет из моих внуков.

Сначала немного из самой статьи (полностью читайте ЗДЕСЬ! ):

«AиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Мы предлагаем читателю ознакомиться с интеллектуальным расследованием, которые провел еженедельник, с суждениями известных специалистов. Мнения вы услышите интересные и весьма справедливые. Это жесткий приговор культурной политике буржуазного государства, каким стала Россия, обвинение капиталистическому обществу, которое рубит под корень великую русскую цивилизацию. Об этом постоянно предупреждают коммунисты, лучшие представители нашей интеллигенции. Но устроившаяся у власти «элита» продолжают гнуть свою преступную линию. Она надеется, что отучив людей читать, а значит и думать, она сможет легче замести свои преступные следы. Напрасно. За содеянное зло придется расплачиваться.

Читайте. 

И я залпом прочитала статью. Приведу только фразы, которые меня зацепили:

-… 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ!  … ( больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу. Никакую, даже завалящий детектив!) …

Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»

Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

… Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга…

Чувства вместо умов

Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом… Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения…

Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь…

Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»…

Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру.

=====================

Далее приведу техт целиком:

Комментаий специалиста

«Попрыгунчики» разучились думать?

«Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, — говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. —  В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам — всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам — читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей — сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет».

Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно — огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин — «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

«В итоге мы имеем следующее, — говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». — За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста — элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».

А ТЕПЕРЬ, ПОЧЕМУ МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛА ДАННАЯ ТЕМА?

Внучка перешла во второй класс. Вчера ей в городском школьном лагере выдали список литературы для чтения на лето.  23 книги. Авторы и названия есть такие, что я в своем возрасте еще не слышала таких. Вряд ли ребенок (я, конечно, имею ввиду нашу девочку) осилит даже за лето все: там только про Незнайку рассказы  на 500 с лишним страницах.

Но это дело десятое. Толстые книги ей могут почитать и взрослые. А проблема, оказывается, в том, что не хочет Вика даже приступать к чтению. Мы ей не привили любовь к книгам. На своем примере не показали, что чтение — интересное и увлекательное занятие, когда сам пошел в библиотеку, сам выбрал то, что тебе интересно.

Я вспоминаю, как мы росли. Своих книг дома почти не было. Раз в неделю, иногда даже два, ходили в библиотеку. Рассматривали картинки, бегло просматривали текст, выбирали шрифт покрупнее (тогда очень хотелось, чтобы буковки были не мелкие)… И ведь специально для детей такие книги были.

А сейчас. Внуки просят папу почитать, а он отвечает: «Я не умею». И садится к телевизору смотреть сериалы. В их доме цифровое телевидение и проблемы выбрать… Я думала, что нет, а оказывается есть, да еще какая. Ну-ка из 80-ти каналов найди интересное тебе? Взять мою маму. У нас тоже 60 каналов. А смотрит она Россию-1 (в основном новости и сериалы) и иногда НТВ, когда на том канале нет интересующей ее передачи.

Когда приходят внуки, включаются Карусель и Мультимания. Особое слово про Карусель: очень интересный канал. Много познавательных передач. Даже я с удовольствием ИНОГДА смотрю с ребятами: «Вопрос на засыпку», «Маленький шеф», «Правила дорожного движения», а уж Аркадий Паровозов и «Спокойной ночи, малыши» — это вообще класс! Но я смотрю иногда, когда устала физически и ничего не хочется делать, или в гостях у ребят. Там чем бы не занимались, лишь бы не отвлекали родителей от их дел.

Про Мультиманию сказать нечего: сколько раз включали детишки при мне, все вампиры, роботы, феи-волшебницы… Недавно внучка меня зазвала посмотреть мульфильм с диска про Золушку. Смотрела тысячи раз наш старый волшебный фильм. Предвкушала увидеть красивую девчушку, природу, хорошую музыку (я и м/ф Диснея смотрела). А тут! Вы не поверите, Золушкой оказалась … Козочка, ее мачехой Свинья, сестры еще кем-то. М/ф про животных. Причем, с моей точки зрения, нарисован так отвратно, что до сих пор еще тошнит.  И мое единственное желание тогда было — оторвать детей от телевизора. Ушли кататься на самокатах.

Потом родителям я дала взбучку: зачем покупают для детей столько дисков. Да еще нелицензионные, с очень низким качеством записи. Даже смотреть не хочется на экран. Лучше уж тогда в кинотеатр сходить: на большом экране, красивые краски, волшебная музыка, да и смысла не лишены… Они мне ответили, что … во-первых, это не совсем мое дело, а во-вторых, … нужно Илюше в комнату купить цифровой телевизор на стенку побольше и плеер. Чтобы и у него был свой. Это я к чему? У них в трехкомнатной квартире уже сейчас на чеверых четыре телевизора и три видеоплеера, две большущие коробки с дисками. Так будут ли взрослые и дети читать?

Недавно дочка мне сказала, что в конце года в классе у Виктории проводили контрольное чтение. Девочка читает лучше только второгодника (одного мальчика во второй класс не взяли).. То есть хуже всех во втором классе. И я задумалась (наконец-то!), а почему? Вернее, не столько почему, сколько, а как это положение дел исправить. Решение пришло само собой. Вечером выложу здесь фильм, вчера не успела сбросить, посмотрев который вы сразу (надеюсь!) поймете, кто виноват и что делать.

А пока записываю в блокнот свою первую задачу: сегодня же идем в библиотеку (кстати, мы там записаны с четырех лет Вики, но берем в основном журналы. То есть, пардон,  смотрим картинки и комиксы). Будем прививать любовь к чтению между походами на речку. Да еще оторву-таки детей от телевизора.

 

Как привить ребенку любовь к чтению

Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению

Если вам понравилась статья, поделитесь с друзьями:
5 комментариев
  1. […] впечатление консервативных людей. Люди среды с раннего детства планируют свою жизнь, мечтая добиться успеха в […]

  2. С сайта «За страницами твоего учебника»:

    Не зря назвали книгу
    Духовной пищей нашей,
    Судьба покажет фигу
    Тому, кто ест лишь кашу.
    (Ира Лазарева)

    Пожелание поэта
    Обычно от вас это держат в секрете.
    А я не скрываю, товарищи дети.
    Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
    Даром за чтением время не тратили.
    Хочу, признаюсь откровенно и честно,
    Чтоб книжку вам было читать интересно…
    (Б. Заходер)

  3. В чем-то Вы правы, Ольга.
    Соглашусь с Вами в том, что, возможно, и здесь такой же случай: учитель дает список литературы для второклассников, чтобы заинтересовать их чтением. Чтобы они отточили свое «мастерство», научившись бегло и с увлечением читать. А, кроме того, не все же им по улицам гоняться?

  4. Ольга:

    Много книг читать на лето задают. Но это не значит, что все надо прочитать всем. Детей много и интересов много. Можно выбрать то, что понравится и получить удовольствие, которое запомнится надолго.

    • Я с Вами почти согласна, Ольга.
      Почему почти? Помните, раньше задавали прочитать летом «Анну Каренину» или «Войну и мир» Толстого? Вспомните теперь, как же мы проходили эти произведения во время учебы: разве успеешь прочитать толстенные книги за неделю? Конечно, нет.
      Я думаю, что и здесь такой же принцип. Ребенок за лето ознакомится с книгами. Зато в процессе учебы ему не нужно будет перечитывать произведение целиком. Так, восстановит интересные места, которые потом, наверное, будет пересказывать у доски. Вы со мной не согласны, Ольга?
      Конечно, помимо обязательной литературы второклассники успеют почитать сами или им почитают взрослые и другие книги и журналы. Но обязательное есть обязательное. А-то потом придется тратить время на то, что можно было без спешки сделать летом. Вместо этого лучше подвигаться на улице.

Оставить комментарий на Галина Нажмите, чтобы отменить ответ.

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>